Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока

"Раз в крещенский вечерок девушки гадали…"

Отражение быта русского народа в балладе «Светлана» В.А.Жуковского
Топехина Ольга Николаевна
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин
История создания баллады
«Сердце ноет, когда подумаешь, чего и для чего меня лишили», – пишет он. Маша Протасова выходит замуж за хорошего и любящего её человека – доктора Мойера, но любовь к Жуковскому сохранила на всю жизнь. Второй своей племяннице, Саше Протасовой, в качестве свадебного подарка Жуковский преподнёс балладу «Светлана» - самое светлое произведение, основанное на русских народных обычаях и поверьях. Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год.
Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила». Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.
Определение баллады как жанра
Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.
Из истории
В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи. Гадали как правило на суженого. Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища. Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде. Гадать направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.
Гадание с подблюдными песнями.
Гадание по валенку.
Гадание на кур.
Гадание по снегу.

 
Гадание с зеркалами.
Гадание на воске (свечах)
Гадание по кольцу

 
 
Анализ баллады
Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
- Назовите героев
___________________________________________________________________
-Расположите события по порядку
- Девушки гадают в крещенский вечер.
- Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
- Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
- Светлане является её жених и увозит её венчаться.
- Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
- В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
- Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.
 Важную роль в раскрытии идеи играет диалог
- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?
_______________________________________________________________________
Реальное сочетается с фантастическим
- Какие элементы в сюжете реальные?
_______________________________________________________________________
- Что относится к фантастическому?
_______________________________________________________________________
 Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему
_______________________________________________________________________
-Как сам автор оценивает смысл рассказанного?
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…
_______________________________________________________________________
 Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку)
- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.
Завязка: _________________________________________________
Кульминация: ______________________________________________
Развязка: __________________________________________________
 Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)
- Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств
_______________________________________________________________________
- Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений
_______________________________________________________________________
 «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».
- Что русского, национального в этой балладе?
_______________________________________________________________________
 
 
 
В чём смысл баллады?
_______________________________________________________________________
Вот баллады толк моей
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон.
Счастье – пробужденье»
- В сюжете этой баллады всё мрачное и фантастическое отнесено в мир сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, который делает балладу очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной.
 
- Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов: баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана (старославянское) – светлая, чистая. Белый цвет – символ чистоты и непорочности.
 
антонимы
Чёрный                                                                         Белый

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»